Поле битвы НМТП - "Транснефть" не рада Радо.
АК "Транснефть", которая вместе с группой "Сумма" Зиявудина Магомедова владеет 50,1% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), в понедельник официально рассказала о своих претензиях к менеджменту порта, в частности к генеральному директору Радо Антоловичу: акционеру много чего не нравится в его работе, но выходить из актива нефтепроводная монополия не намерена. Аналитики удивлены решением компании озвучить критику сейчас, а не во время принятия решений, но считают, что "Транснефть" просто так не отступится.
Группа "Сумма" и "Транснефть" совместно купили 50,1% акций НМТП у частных акционеров и влядеют этой долей на условиях паритета, государство в лице Росимущества владеет 20% акций, но пакет скоро может быть приватизирован, структурам РЖД подконтрольны 5%, остальные акции находятся в свободном обращении.
О нешуточном конфликте, который разгорается между двумя мажоритариями НМТП - группой "Сумма" и "Транснефтью", стало известно на прошлой неделе из газеты "Коммерсант". Издание со ссылкой на письмо главы "Транснефти" Николая Токарева написало, что компания инициирует избрание нового председателя совета директоров и требует приостановления полномочий действующего гендиректора Антоловича. "Транснефть", писала газета, считает, что ее позиция как акционера игнорируется, поэтому хочет сменить представляющих Магомедова руководителей на своих представителей. Официально конфликт стороны тогда не комментировали. Об этом сообщает РИА "Новости".
Свою позицию "Транснефть" и менеджмент НМТП изложили только спустя неделю. Стоит отметить, что собрать журналистов и "Транснефть", и НМТП решили в один день, только в разных городах - Москве и Новороссийске.
НЕДОВОЛЬНЫЙ АКЦИОНЕР
Позицию "Транснефти" в понедельник утром на брифинге в Москве изложил первый вице-президент нефтепроводной компании Максим Гришанин. По мнению компании, НМТП, объем долга которого составляет сейчас около $1,9 млрд, в следующем году может оказаться не в состоянии осуществлять платежи по нему.
Инфраструктура порта по перевалке нефти и нефтепродуктов находится в неудовлетворительном состоянии, а утвержденные на ее обслуживание и модернизацию инвестиции не осваиваются в полном объеме, отмечает "Транснефть". Руководство НМТП, по словам Гришанина, не исполнило согласованную в июне 2012 г. инвестпрограмму порта и в декабре не представило отчет по этому вопросу. "Транснефть" указывает, что в минувшем году НМТП должен был инвестировать в реконструкцию инфраструктуры 5,440 млрд руб., тогда как фактически освоено инвестиций 2,5 млрд руб.
Компания также указывает на появление большого количества посредников и, как следствие, уход грузовладельцев из Новороссийска в другие порты. "Когда экспедитор и грузовладелец - одно и то же лицо, этого нам понять непросто. Как результат, грузовладельцы - реальные компании - уходят из Новороссийска в другие порты", - подчеркнул Гришанин, добавив, что система посредников за прошлый год активизировалась.
Гришанин среди претензий также назвал рост дивидендов в ряде "дочек" НМТП, общая доля которых в выручке группы составляет около 50%, при снижении чистой прибыли. В связи с этим, по его словам, "Транснефть" должна получить места в совете директоров предприятий группы, чтобы "более эффективно смотреть, что там происходит".
Гришанин резюмировал, что менеджмент НМТП не справился с задачами, которые перед ним стоят, и "Транснефть" будет настаивать на его смене. Кого именно "Транснефть" предлагает вместо нынешнего гендиректора порта Антоловича, Гришанин не сказал, заметив лишь, что "он в мире не единственный". По его словам, компания пока думает над этим вопросом и ищет эксперта "не хуже".
По словам Гришанина, о своих претензиях "Транснефть" информировала других акционеров НМТП, но, не получив реакции, глава компании Николай Токарев написал соответствующее письмо руководству НМТП и акционерам. В письме он высказался о необходимости смены руководства НМТП. Поставить вопрос таким образом "Транснефть" решила, проанализировав результаты работы порта в прошлом году, пояснил Гришанин.
"Мы считаем, что менеджмент не справился с теми задачами, которые перед ним стоят", - сказал он. По словам Гришанина, вопрос об отставке руководства НМТП "Транснефть" вынесет на совет директоров, заседание которого еще не назначено.
ОТВЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
Претензии "Транснефти" вызвали резкое непонимание со стороны менеджмента порта.
Гендиректор НМТП Радо Антолович уже на брифинге в Новороссийске по пунктам ответил на все претензии акционера.
Комментируя слова о долге, он сообщил, что группа НМТП с конца 2013-начала 2014 г. планирует реструктуризировать текущую задолженность. "Все ковенанты выполняются полностью, в 2014 г. мы предполагаем рефинансирование задолженности", - сказал он.
Антолович отметил, что сейчас прорабатываются различные варианты, и они будут представлены на рассмотрение и утверждение совета директоров. Он напомнил, что текущая задолженность главным образом сформирована из-за покупки Приморского торгового порта, а это было решение новых акционеров порта.
По его словам, на начало 2011 г. показатель чистый долг/EBITDA составил 6,1, на конец 2012 г. - сократился до 3,45. Топ-менеджер добавил, что в 2012 г. было погашено более $200 млн долга.
По его словам, в целом инвестпрограмма выполнена немного более чем на 50%, так как удалось выполнить поставленные задачи без задействования излишних ресурсов. К примеру, рассказал Антолович, в инвестпрограмму была заложена покупка земли на 1,2 млрд руб., однако это не потребовалось.
По словам корпоративного секретаря совета директоров группы Владислава Голованова, по итогам всех совдиров к компании не было ни одной официальной претензии, ни один его член не инициировал вопросы, которые прозвучали в прессе. Он добавил, что на сегодняшний день нет оснований говорить, что какие-либо поручения совета директоров не выполнялись.
О работе экспедиторов в порту рассказал замгендиректора НМТП по коммерции Руслан Никитин. По его словам, экспедиторы определяются грузовладельцами и взаиморасчеты происходят строго между ними, никакие экспедиторы не аффилированы с НМТП и любой грузоотправитель имеет право их менять по своему желанию.
По словам испонительного директора НМТП Юрия Матвиенко, порт проектировался в 50-е гг., строился в 60-е, он требует серьезной реконструкции и менеджмент порта реализует программы по модернизации, которые реализуются в соответствии с утвержденным мастер-планом. Матвиенко добавил, что в настоящее время нефтерайон "Шесхарис" загружен на 60-70%, все необходимые мероприятия по поддержанию терминалов в рабочем состоянии выполняются полностью, есть все действующие лицензии.
"ТРАНСНЕФТЬ" НЕ УЙДЕТ
Несмотря на все недовольства, "Транснефть" не собирается продавать свою долю в НМТП.
"Мы не обсуждали изменение нашего пакета, мы не планируем менять свое акционерное присутствие в какой-либо форме, не думали об этом", - заявил Гришанин в понедельник.
По словам других источников, иностранные миноритарные акционеры порта были напуганы такими заявлениями нефтепроводной монополии, и начали беспокоиться в отношении будущего развития порта.
Андрей Рожков ИФК "Метрополь" удивлен заявлениями "Транснефти" именно сейчас. "Странно, что критика появилась сейчас, а не тогда, когда принимались решения. Думаю, что претензии не обоснованы, так как можно было вносить коррективы в работу компании на протяжении 2012 г.",- сказал он в понедельник агентству "Прайм".
При этом Елена Садовская из RMG считает, что если акционер выдвигает конкретные претензии, значит, у него, как минимум, есть доказательства в свою пользу.
Как будет развиваться дальше конфликт "Суммы" и "Транснефти" покажет время - предугадать его исход эксперты не берутся. Садовская из RMG напоминает, что в своем недавнем интервью глава "Транснефти" сказал, что госкомпанию не устраивает "игнорирование интересов "Транснефти".
"Очевидно, "Транснефть" будет отстаивать свои права, конфликт не сойдет на нет, его нельзя замять - не в этом случае. Тем не менее, сложно предположить, как в итоге договорятся стороны", - размышляет Садовская.
Группа НМТП является крупнейшим в России и третьим в Европе портовым оператором по объему грузооборота. Группа объединяет стивидорные компании, ООО "Приморский торговый порт" (с 2011 г.), ОАО "Новороссийский зерновой терминал", ОАО "Новороссийский судоремонтный завод" , ОАО "Флот НМТП", ОАО "Новорослесэкспорт" , ОАО "ИПП", ООО "Балтийская стивидорная компания" и ОАО "Новороссийский морской торговый порт".